Страх оценки

Сегодня можно часто услышать о безоценочном суждении, безоценочном восприятии, однако ситуации оценки, экспертизы никуда из наше жизни не уходят. Их не меньше, и когда мы заканчиваем школу, и когда институт. Уверена, у каждого свой рецепт, как пройти через это испытание и остаться живым. Однако, мне кажется, что в погоне за результатом, к сожалению легко можно забыть о цели.

Что означает «получить оценку» — в самой фразу заложен смысл «получить» — значит «попросить». А это в свою очередь означает, что оценка нужна нам и мы обращаемся за ней к эксперту. Это принципиально важный, я считаю, момент.

Важно здесь то, что инициатором ситуации является ученик (назовем так), который просит оценки, просит его оценить. Он заранее готовится, и подготовка его начинается с принятия требований, транслируемых экспертом (критерии оценки).

К примеру, я шью на конкурс платье, я начинаю подготовку с того, что узнаю критерии оценки, требования к фасону, стилю и другое. И только потом приступаю к созданию образа. При этом в процессе создания платья я периодически сверяюсь с критериями конкурса, иначе мое участие в нем может быть отклонено.

К сожалению, часто мы, попадая в ситуацию экспертизы, считаем ее вынужденной, не желаемой и настраиваем себя потерпеть, уговариваем, что это скоро кончится. Так мы попадаем в собственную ловушку, где растет напряжение и скованность, а это самый главный «враг» успеха.

Можно выделить три вида поведения возникающих в ответ на ситуацию экспертизы, оценки:

1. Увеличение своей значимости
Этот способ реакции показывает, что находясь в напряжении, ученик пытается его уменьшить за счет увеличения значимости своей персоны, своих заслуг, при этом обесценивает значимость эксперта. Ученик ведет себя вызывающе, всем видом показывает, что ему не страшно, так как он и так все знает. Демонстрирует, что оценка ему не нужна, не значима, а эксперт, на его взгляд, не достаточно компетентен и не объективен. Критерии оценки, так же обесцениваются – прямо заявляет, что не считал нужным готовиться, так как его знания и умения сами по себе уникальны и не требуют тренировки.

2. Уменьшение своей значимости
Этот способ противоположен первому – ученик всем видом показывает высокую значимость эксперта и ситуации, при этом сам как бы уменьшается. Он перестает верить в свои силы, свои знания. Переживает, что недостаточно готовился и лихорадочно повторяет материал в последние минуты. Волнение и напряжение в его теле растет, что в свою очередь мешает построению диалога с экспертом.

3. Встреча двух равных людей
Эта модель поведения будто комбинирует в себе все самое лучшее от первых двух. Уверенность в себе, опорность, знание своих возможностей – берет о первой модели. От второй – понимание своих ограничений, ощущение значимости процесса и уважение к эксперту. При этом создается атмосфера доверия и взаимоуважения. Эксперт уважает ученика за его силу и целеустремленность, а ученик просит оценки у значимого человека, при этом ценит и самого эксперта и его оценку, какой бы она не была.

Оценка всегда персонифицирована, за оценкой стоит мнение и профессионализм эксперта. Безусловно, сегодня велико стремление к повышению объективности оценки, однако это годится не для каждой ситуации. Поэтому важно учитывать личностные особенности эксперта, в конце концов, мы просим оценки именно у этого человека.

Так, если вернуться к примеру с платьем, то в процессе подготовки я так же изучаю, кто будет в жюри, ищу информацию об этих людях, их предпочтениях, личный опыт и т.д. Все это возможно поможет мне повысить их толерантность к своей работе.

Еще одна немаловажная вещь – то как мы получаем оценку, как реагируем на отрицательный или положительный отзыв. Но об этом следующей публикации…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*
*